В 1640 году в селе Кульчицы на Самборщине Львовской области в тогдашнем Русском воеводстве родился Юрий Франц Кульчицкий. Он происходил из благородной семьи Кульчицких-Шелестовичей, что даже имели собственный герб «Сас», пишет сайт lvivski.info.
Отец Юрия Кульчицкого, скорее всего, имел украинско-русинское происхождение и был православным. Именно так о семье Кульчицких в 1933 году написал писатель Иван Филипчак в произведении «Кульчицкий – герой Вены».
Филипчак в свое время ездил собирать информацию для текста в родные Кульчицы и Самбор. Однако некоторые современные источники утверждают, что его отец под влиянием Польши мог принять католическую веру. Ведь второе имя будущего отца венского кофе Франц.
Запорожская Сечь или Венский университет
Юрий Кульчицкий в течение 1648 – 1652 годов учился в Самборской церковной школе. После этого пошел на Запорожскую Сечь, где кошевым атаманом казаков был Иван Сирко.
Филипчак писал, что Кульчицкого на Сечи поставили на наблюдательную службу, то есть он должен был наблюдать в степи, не нападают ли татары. Такая работа была скучна будущему герою Вены, и он пошел учить турецкий язык в канцелярию.
Поговаривают, что именно Юрий Кульчицкий изображен на известной картине Ильи Репина «Запорожцы». На ней казаки пишут письмо турецкому султану Мехмеду IV. Вероятно, его писали в 1676 году, однако историки называют и другие даты.
По одной из версий Кульчицкий прослужил на Сечи ориентировочно два года. Затем, вероятно, на Чертомлыцкой Сечи попал в плен к туркам, где и выучил турецкий и немецкий язык. Ведь Кульчицкий будто бы был в плену у известного тогда предпринимателя Кара-Селима и именно у него служил немец, с которым подружился Кульчицкий.
Турецкий предприниматель торговал табаком и имел свои плантации. Затем он отправил Кульчицкого в Европу, или, по другой версии, его выкупили сербские купцы.
Вероятно, в 1673 году 33-летний Юрий Кульчицкий начинает работать переводчиком в белградском отделении (сейчас – Белгород-Днестровский Одесской области) венской Восточной Торговой Компании (Orientalische Handelskompagnie). Там он проработал до 1678 года.

Заработав денег, 35-летний Кульчицкий переехал в Вену и открыл свою торговую компанию, которая была импортером восточных товаров. Он продавал ковры, шелк, а также жемчуг и ювелирные изделия.
По другой версии, Кульчицкий не был на Запорожской Сечи. Зато поехал учиться в Венский университет, откуда должен был выйти военным или дипломатом. Однако обучение юноше давалось тяжело и он, будучи с детства вялым и болезненным, в Вене начинает страдать головной болью, жалуется на плохую память и головокружение.
Европейские врачи не могли помочь Юрию, поэтому друзья посоветовали ему обратиться к восточному специалисту. Последний сварил Кульчицкому кофе, который и помогал. Уже через год Кульчицкий стал одним из лучших выпускников университета и получил специальность дипломата.
После этого работал в посольстве Австрии в Турции. Когда между Турцией и Австрией начинается война, Кульчицкий возвращается в Вену.
Какой бы путь не прошел Юрий Кульчицкий, но во многих источниках отмечают, что галичанин был полиглотом, потому что знал не менее 5 языков: османский, венгерский, сербский, румынский и немецкий. Именно это позже и помогло будущему герою Вены.
Украинец или поляк: кем был Кульчицкий из Кульчиц
Дискуссии о национальности Юрия Кульчицкого шли между украинскими, польскими и даже сербскими историками.
По одной из пересказок, которую описал Карл фон Пеэз, Юрий Кульчицкий якобы был сыном невольника-пленника из Польши, которого турки забрали в ясырь. Впоследствии он якобы в Зомборе женился на сербке и родился у них Юрий.
Но украинские исследователи убеждают – не было сербов на Сечи, в отличие от украинских юношей из Кульчиц. Ведь земляками Кульчицкого были гетман Войска Запорожского Петр Конашевич-Сагайдачный, гетман реестрового казачества Марко Жмайло-Кульчицкий, гетман запорожского казачества Павел Бут.
В свою очередь украинский ученый Иван Нимчук, когда возникают споры за национальность Кульчицкого, убеждает, что был он православным украинцем, и что в Кульчицах живут потомки его семьи, которые носят предикт: Шелестович. Кроме того, село Кульчицы славилось тем, что дало множество сознательных украинских интеллигентов Кульчицких, из которых никто не покинул ни родного народа, ни его веры.

Автор убеждает, что по состоянию на 20 век село чисто украинское и там нет ни одного поляка. К тому же даже если Кульчицкий происходил из тех Кульчицких, которые имели герб «Сас», значит был из Валахии, где также жили православные украинцы. Если же не принадлежал к гербу Сас, то происходил от рода, который был автохтоном на Галицкой земле.
Но говорят, что сам Юрий Кульчицкий якобы описывал себя “родовитым поляком” из королевского польского свободного городка Самбора.
В свою очередь Австрийская академия наук объясняет, что в Польше в годы авторитарного правления Юзефа Пилсудского разработали для Кульчицкого генеалогическое происхождение, ведущее к шляхетской польской семье. Однако украинцы убеждали, что в 17 веке в Самборе не жили поляки.
«Кульчицкий был поляком только в смысле «подданного польской короны», – отметили в Австрийской академии наук.
Более того, там объяснили, что украинская сторона использует Кульчицкого и для демонстрации, что украинские казаки также сыграли значительную роль в победе короля Яна Собесского в битве за Вену 1683 года.
Как Кульчицкий стал героем Вены
Некоторые источники пишут, что в 1678 году 38-летний Юрий Кульчицкий стал также дворовым австрийским курьером Леопольда I и передавал служебные письма между Габсбургской монархией и Османской империей.
Уже в 1683 году Османская империя в войне против Речи Посполитой решает идти на Вену. Уже 14 июля 1683 года по разным данным от 90 до 200 тысяч турецких военных окружают город. Противостояло им всего ориентировочно 16-18 тысяч солдат под командованием австрийского графа Эрнста Рюдигера фон Штаремберга, из которых только 12 тысяч были австрийскими и немецкими военными, а до 5 тысяч – местными добровольцами.
Воины боролись с турками в течение июля-августа, однако в окруженной Вене уже осталось по разным данным до 5 тысяч воинов, царил голод, отчаяние и паника. Особенно, учитывая тот факт, что император Священной Римской империи Леопольд I покинул город раньше и попросил помочь европейских монархов. В частности, он заключил с польским королем Яном Собеским военный союз против Османской империи, чтобы в случае нападения помочь друг другу.
Однако в то время венцы были в осаде и теряли надежду. По преданию всех курьеров, которых посылала Вена, перехватывали турки. Но крайне необходимо было скоординировать действия и передали письмо с просьбой о помощи цесарю Леопольду I и герцогу Карлу V Лотарингскому.
Именно Юрий Кульчицкий 13 августа 1683 года отправляется в это путешествие вместе с сербом Юрием Михайловичем, который в свое время также хорошо знал турецкий язык и культуру, ведь служил в австрийском посольстве в Турции.
В дорогу они оделись в турецкую одежду, придумали легенду и пошли прямо через турецкий лагерь.

Поговаривают, что по дороге они пели веселенькую турецкую песню. Их заметил и остановил турецкий ага, поверивший в историю о «о белградском купце», шедшем со слугой «по виноград». Кульчицкого с Михайловичем даже напоили кофе, отпустили и посоветовали, как безопаснее пройти.
Так посланники добрались до своих, которые сразу приняли их за турецких шпионов и чуть не расстреляли. К счастью, они передали письма и уже 17 августа вернулись невредимыми в Вену. Там они рассказали, что польская армия уже прибыла в Австрию. Благодаря походу Кульчицкого и Михайловича Вена установила постоянную связь с союзниками через сигналы с башни собора святого Стефана.

Так, 12 сентября 1683 года произошло одно из наиболее решающих сражений в истории Европы – польские войска вместе с отрядами Карла V Лотарингского, которыми руководил польский король Ян Собеский, 67-тысячным войском победили турок. По данным некоторых историков, в составе польской армии было несколько тысяч казаков.
После победы Юрий Кульчицкий написал о том, как прошел по турецкому лагерю и эту брошюру издали в Вене, Зальцбурге, Ульме, Нюрнберге и Страсбурге. Так об украинце узнали больше людей и он окончательно стал известен как герой Вены.
Как украинец Кульчицкий стал «братчиком-сердцем» в Вене?
После победы Вены граф Штаренберг захотел отметить подвиг Юрия Кульчицкого. Ему дали гражданство Вены, 200 дукатов, дом и даже серебряную медаль.
Кроме того, переводчику разрешили выбрать что-то из оставленного турками. Как известно, выбрал Юрий Кульчицкий 300 мешков «сине-зеленых зерен», с которыми в Вене не знали, что делать. Ведь даже турецкие верблюды их не ели.
Сначала Юрий Кульчицкий продавал кофе на улицах Вены, просив за него один крейцер. Однако местные жители не могли привыкнуть к горькому вкусу напитка. Тогда Кульчицкий, вероятно, случайно добавил к кофе сахар, впоследствии – молоко и сливки. Так и зародился кофе по-венски.
Несмотря на легенды, многие историки убеждают, что кафе Кульчицкого было не первым в городе. Ведь до наших дней дошло, что в 1670 году первое кафе в Вене открыл армян Йоганес Диодато.
Свое кафе «Под синей бутылкой» (Zur blauen Flasche) Юрий Кульчицкий открыл на улице Домгассе, 4 в 1686 году. Поговаривают, что именно в синих пуделочках хранилось лекарство, когда-то спасшее жизнь раненому Кульчицкому и именно оттуда происходит название.
По преданию, декор в кафе был в турецком стиле, а в знак победы кофе подавались рогалики венского пекаря Питера Вендлера в виде османского полумесяца. Именно они стали основой для будущих французских круассанов.

Исследователь Иван Нимчук вспоминает, что Кульчицкий сам обслуживал гостей в богатой одежде. Кроме того, он любил говорить с посетителями и обращался к ним «братчику сердечко». Именно так стали в Вене называть и Кульчицкого.
По данным из разных источников, кафе Кульчицкого было популярно – туда ходили местные аристократы, могли выпить кофе даже руководитель обороны Вены граф Эрнст Рюдигер фон Штаремберг и герцог Савойский.

По преданию, чтобы приготовить кофе по-венски Юрия Кульчицкого, нужно заварить 1-2 чайные ложки кофе, добавить 25 граммов сахара и сверху украсить взбитыми с сахаром сливками.
Вена до сих пор помнит своего героя, который спас город и научил венцев смаковать добрый кофе. В столице Австрии в честь Юрия Кульчицкого в 1862 году была названа одна из улиц.
В родных Кульчицах в подвале музея в память о земляке открыли кафе. Во Львове по улице Друкарской в 2013 году к 330-летию со дня освобождения Вены Юрию Кульчицкому также открыли памятник. Ведь именно венцы впоследствии научили львовян пить кофе.

Умер Юрий Кульчицкий в Вене в 1694 году от туберкулеза в 54-летнем возрасте. Дело своей жизни он оставил родным.
По одной из версий, в 1678 году отец кофе по-венски выкупил из неволи Одарку, которая во время войны была беременна сыном. Однако погибла от турецкой бомбы вместе с нерожденным малышом. Впоследствии после ранения выхаживала его женщина, ставшая второй женой. Говорят, что именно дочь Кульчицкого впоследствии занималась кафе.
