Продолжение истории уникального дворца ХVIII века на площади Галицкой, 10, на lvivski.info.
Счастливая судьба бриллиантовой волшебницы

Кордуля Коморовская была сестрой печально известной Гертруды, первой жены графа Станислава-Щенсного Потоцкого, которую убили из-за того, что его родители были против неравного брака. Тогда Коморовские подняли страшный скандал, и Потоцкие вынуждены были заплатить им огромный откуп в 700 тысяч злотых, отдать десяток деревень, два дворца и графский титул, и в конечном итоге стали ровней Потоцким.
Во время переговоров между двумя семьями было задействовано множество родственников из разных ветвей, потому что семейное дерево Потоцких очень разветвленное. Участвовал в разрешении конфликта и Теодор Потоцкий — сын брацлавского каштеляна, генерал-майор коронных войск, тайный советник императора, последний воевода Белза. Если Станислав принадлежал к «Серебряной Пиляве», или Гетманской ветви, то Теодор происходил из «Золотой Пилявы». Его жена Каролина из рода Сапегов была младше мужа на 29 лет, они воспитывали сына Адама. Но, стоило Теодору увидеть сестру погибшей Гертруды, он так влюбился в Кордулю Коморовскую, что добился развода и в 1788 году женился на девушке, которая была на 34 года младше его. Он так обожал жену, что готов был достать для нее хоть звезду с неба, что уж говорить о драгоценностях! Влюбленный муж продал одно из своих поместий за 100 тысяч дукатов и на все деньги накупил для Кордули бриллиантов, поэтому ее прозвали «бриллиантовой графиней». Теодор переписал на нее почти все свое имущество и даже выбил на камне под явором, где любили отдыхать супруги, собственные стихи:
«Під цим явором
Сидів Кордуль з Теодором.
Такий гарний, як вона,
Теодорова жона».
Конечно, поэтическим талантом здесь и не пахнет, но зато чувствуется огромная любовь Потоцкого к жене, ради которой он был готов на все!
Туманные картины в подаренном дворце
Вот и наш дворец в 1803 году Теодор Потоцкий приобрел и подарил своей «бриллиантовой волшебнице». А через 9 лет скончался, оставив Кордулю наслаждаться светской жизнью Львова. Она обожала находиться в эпицентре внимания, поэтому постоянно что-то организовывала. Во время Наполеоновских войн в ее дворце собиралась польская шляхта, а когда в 1809 году во Львов вошли польские войска, графиня у всех на глазах расцеловала коня поручика Ежи Стаженского и перевязала его рану своей дорогой шалью.
Конечно, во дворце проводилось множество балов и концертов. Кто, как не «бриллиантовая графиня», мог настолько разбираться в великолепии и роскоши подобных мероприятий? Пожалуй, изысканнее всего принимали австрийского императора Франца I и его жену Каролину-Августу в 1817 году.
«13 июля Их Величества вечером посетили очень блестящий бальный праздник графини Кордули Потоцкой, в котором соревновались великолепие и вкус», — писали львовские газеты.
А через год по случаю именин императора в резиденции выступали Франц-Ксаверий Моцарт, Йозефина Барони-Кавалькабо, графиня Магдалена Коморовская, знаменитый венский скрипач Игнаций Шуппанциг… Вместе с Моцартом во дворце неоднократно выступал его кузен Антон Лянге театральный декоратор, сценограф и художник, который с помощью «магического фонаря» создавал так называемые «туманные картины». Они проектировались либо на стену, либо на театральный «дым», поэтому были очень оригинальной и невероятно интересной аттракцией.
Графиня Потоцкая инициировала также создание Благотворительного общества дам, за что получила похвальное письмо императора, она была отмечена и самым высоким женским орденом Австрии — Звездным Крестом.
Кордуля была образованной женщиной, имела широкое мировоззрение и собрала огромную библиотеку, часть которой сейчас хранится в Кракове. Одно из помещений в пристройке дворца до 1818 года она сдавала в аренду под часовню греко-ориентальной православной общине Львова, которая впоследствии осела на улице Францисканской (теперь Тараса Бобанича) и заложила церковь святого Георгия.
В 1830-х годах Кордуля организовала реконструкцию дворца, которую осуществил скульптор и архитектор Фридерик Бауман. Также считается, что автором скульптурного оформления является знаменитый Иоганн Шимзер. Изменили как экстерьер, так и интерьер дворца, в частности, Белый зал, Желтый кабинет и Красную комнату. С тех пор резиденция приобрела ампирные черты.
Два аукциона и три музея
После смерти Кордули Потоцкой в 1837 году дворец еще немного скитался, сменяя владельцев. Сначала он перешел к ее родному брату, графу Юзефу Коморовскому. Затем часть резиденции принадлежала семье Уленецких.
С 1939 года во дворец переехали львовские контракты из францисканского монастыря на улице Театральной. Был здесь и выставочный зал, и почтовое управление. Через 10 лет его приобрел на аукционе Тадеуш Вишневецкий, а вскоре забрал за долги Леон Солецкий. Тот более-менее заботился об имуществе, в том числе в 1866 году заменил перекрытие главного зала.
Но в 1884 году дворец вторично выставили на аукцион, на этот раз его приобрел советник наместничества Альфред Бесядецкий. Он стал последним владельцем резиденции, поэтому дворец до сих пор носит его имя. Спустя год провели реставрацию под руководством известных архитекторов Яна и Кароля Шульцев. Внешний вид с ампирного сменили на пышный необарочный, а с западной стороны достроили 3-этажный флигель.
Наконец, от советника Бесядецкого, умершего в 1888 году от почечной болезни, дворец перешел в собственность города. К началу ХХ века здесь размещалась торгово-промышленная палата и Музей краевого промысла Галичины.
Архитектор Ян Багенский в 1933 году в очередной раз провел реконструкцию дворца. Тогда укрепили стены, заменили крышу, в большом зале установили балкон-галерею. Интерьер приобрел черты ампира, а фасад — неоклассицизма и ар-деко. В 1938 году во дворце хотели создать археологический музей, по другим данным — этнографический. Впрочем, из-за Второй мировой войны осуществить эти планы так и не удалось.
В советское время во дворце размещалась областная научная библиотека, но в 2002 году ее пришлось перенести из аварийного здания на проспект Шевченко. Дворцом хотело владеть общество украинских коллекционеров, чтобы создать там Музей частных коллекций. Но его передали Львовскому национальному университету имени И. Франко.
Призрак культуры
Когда-то вокруг дворца, как в парижских резиденциях, был пышный сад. Часть его вырубили под Галицкий базар, который в 1892 году заложили за счет города, с другой стороны давно был то монастырь, то суд, то тюрьма, поэтому от сада почти ничего не осталось.
Само здание дворца является памятником архитектуры национального значения, а с 2008 года внесено в «Перечень не подлежащих приватизации памятников культурного наследия». Университет ведет ремонт уже более 20 лет, но слишком медленно, а дворец тем временем неуклонно разрушается. За это время памятка успела стать убежищем для бездомных и в 2015 году чуть не сгорела, когда они пытались согреться, разведя костер в подвале…
Ремонт и реставрация продолжается до сих пор, работы планируют завершить до конца 2025 года, если снова ничего не помешает. Первоначально университет планировал перенести сюда исторический факультет, но затем решили сделать репрезентационный центр для проведения лекций и встреч. А еще ходили слухи, что кто-то хочет сделать отель… Что именно здесь будет и когда, пока доподлинно неизвестно. А тем временем старые ворота прячутся в букетах цветов, которыми торгуют перед ними, уникальный дворец грустно ждет своей участи, а грозный лев на картуше отгоняет незваных гостей. Впрочем, уникальный дворец не теряет надежды, что у него будет не только славное прошлое, но и достойное будущее в истории современного Львова.
